map_03.jpg                                                                                                                                                                    

Памятные даты из истории

морских сил

пограничной службы

1668 г.

Строительство первого русского парусного корабля “Орел”. В  последующем был неподвижным пограничным постом в устье Волги.

1696 г.,

20 октября

Решение Боярской думы о создании регулярного Российского флота: “морским судам быть”.

 1717г.,

апрель

Указ Петра I о введении на кораблях и других военных судах  должностей священников.

 1720 г.,

13 января

Утвержден морской Устав.

 1724 г.,

8 января

Назначен первый обер-иеромонах всего флота.

 1724 г.,

31 января

Петр I подписал Регламент Коммерц-Коллегии, 19-й пункт которого гласил: “Коммерц-Коллегии иметь таможенные яхты  с служители для всяких отправлений купеческих дел”.

 1731 г.,

31 марта

Императрица Анна Иоанновна подписала морской пошлинный Регламент, или Устав, где имелось положение о таможенных яхтах.

 1746 г.,

22.09

Указ Правительствующего Сената Коммерц-Коллегии об  учреждении таможенной яхты (таможенного надзора), чтобы  “корабельщики и всякие прочие звания люди не могли с кораблей и прочих судов беспошлинно спускать контрабанду”.

1746 г.,

10.10.  

Сенатский указ о снаряжении таможенной яхты для крейсирования за Кронштадтской брандвахтой

 1747 г.

Спущена на воду первая таможенная яхта на Балтийском море.

1757 г.,

19.03 

Сенатский указ “О порядке производства в офицерские чины гардемаринов и штурманов”.

 1835 г.

Утверждение императором Николаем I Записки министра финансов генерала от инфантерии графа Е.Ф.Канкрина об                         усилении охраны морского побережья Прибалтики.

 1868 г.,

01.07.

Установление 3-мильной таможенной полосы на Балтийском  море и в Финском заливе.

 1872 г.,

14.04

Поднят таможенный флаг над корветом “Варяг” на Балтике

1873 г.,

04.07 

Утверждение Положения о Балтийской таможенной крейсерской флотилии. Образование первого в России соединения кораблей морской пограничной охраны.

1874 г.,

26.10.  

В списки флотилии зачислен паровой крейсер “Часовой”, который начал охранять восточное побережье Каспийского моря.

 1875 г.

Усиление охраны морского участка границы у берегов Крыма для запрещения туркам рыбной ловли, порубки леса.

 1877 г.,

28.01.

Образована Николаевская морская академия.

 1885 г.

Организация службы по охране морского участка на Каспийском море уральским казачьим войском (пароход “Уралец”, три             шхуны).

 1893 г.,

15.10

Именной высочайший указ императора Александра III “О преобразовании пограничной стражи в Отдельный корпус и об утверждении временного штата Управления означенного корпуса”. Управлению ОКПС была подчинена Балтийская таможенная крейсерская флотилия.

1894 г.

Передача в ведение Измаильской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) парохода “Измаил” и паровых катеров “Вилково” и “Дунай”.

1895 г.,

05.06.

Утверждение императором Николаем II мнения Государственного Совета о приобретении четырех паровых судов для Балтийской крейсерской флотилии.

1896 г.,

24.06.

Присвоение судам Балтийской крейсерской флотилии ОКПС флагов и вымпелов.

1897 г.,

09.05.

Установление морского пограничного надзора на восточном берегу Каспийского моря после выхода постов ОКПС на кордонную линию на р.Атрек в Закаспийском крае.

1897 г.

Создание Амуро-Уссурийской казачьей флотилии для охраны границы с Китаем.

1900 г.,

07.03.

Решение императора Николая II о приобретении яхты “Роксана” и увеличении штата пограничной стражи, несущей службу на море.

1904 г.,

08.10

Присвоение офицерам и нижним чинам флотилии ОКПС чинов и званий офицеров и нижних чинов Военного ведомства.

1906 г.,

19.05

Утверждение морским министром “Инструкции военным судам об осмотре торговых судов для воспрепятствования ввоза оружия и боевых припасов к берегам России в Балтийском  море, Финском, Ботническом и Рижском заливах”.

1908 г.

Установление правил комплектования флотилии ОКПС офицерами и нижними чинами

1910 г.,

01.01

Постановлением правительства морская таможенная полоса России расширена с трех до двенадцати морских миль.

1911 г.,  01.06

Установление для офицеров флотилии ОКПС пенсий за плавание и пособий на воспитание детей.

1918 г.,  28.05.

Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об учреждении Пограничной охраны.

1918 г.,   май.

Чудская озерная военная флотилия переподчинена начальнику пограничной  охраны Чудского района.

1918 г.,  10.07

V Всероссийский съезд Советов утвердил Военно-морской флаг для пограничных частей. Это — полотнище красного цвета, в крыже которого золотом были изображены буквы  РСФСР”. На второй половине полотнища от древка были написаны желтой краской крупные буквы “ПФ” (пограничная флотилия), этими буквами и отличался пограничный флаг от военно-морского.

1921 г.,  март

Учрежден отдел морской инспекции ВЧК. Морским инспектором и начальником отдела назначен Модест Васильевич Иванов.

1921 г.,   08.11

Комиссия из представителей войск ВЧК, Наркомата по морским делам, Морской инспекции и Особого отдела ВЧК утвердила положение о взаимодействиях военно-морского командования, особых органов ВЧК по охране границ РСФСР и Морской инспекции и определила средства для обеспечения несения службы по охране северной морской границы.

 1922 г.,  25.12

В штат штаба Отдельного пограничного корпуса ГПУ введено отделение морской пограничной службы.

1923 г., 02.01.

 Государственное политическое управление (ГПУ) издало приказ о формировании морских и речных пограничных флотилий. Утверждено временное Положение об организации управления кораблями и частями, входившими в состав флотилий Отдельного пограничного корпуса.

1924 г., 19.03

Образованы морские пограничные базы N 1 и 3 в Ленинграде N2 в Мурманске.

1924 г., 12.05

Сформирована морская пограничная база N4 в Севастополе.

1924 г.,  24.08

Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и СНК СССР утвердили новый кормовой флаг и вымпел пограничных кораблей. Этим постановлением впервые в истории отечественного и Военно-Морского Флота вводился флаг зеленого цвета — традиционного цвета  пограничников.

1927 .,  19.05.

Сформирована морская пограничная база N5 в Новороссийске.

1927 г.,   25.08

Утверждены правила использования пограничной охраной Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ) судов Военно-Морского Флота для целей охраны Государственной границы СССР.

1928 г.,    03.04

Сформирована морская пограничная база на Черном море в Батуми.

1928 г., май

Сформирована морская пограничная база N 7 в Баку. В 1936 г. переформирована в базу N 6.

1930 г.,  12.10.

Пограничные войска приняли на вооружение от Народного комиссариата торговли СССР ледокол “Пурга”.

1935 г.,   29.02.

Созданы школы по подготовке специалистов и младшего начальствующего состава морской пограничной охраны в Севастополе, Одессе, Ленинграде и Владивостоке.

1935 г.,   11.03

Приказом НКВД СССР в Главном управлении пограничной и внутренней охраны (ГУПВО) образованы наблюдающая и  приемная корабельно-строительные комиссии морской пограничной охраны НКВД.

 1935 г.,  02.07

Издан приказ НКВД СССР о поднятии нового кормового флага на судах морской пограничной охраны НКВД в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 мая 1935 г. “О военно-морских флагах СССР”.

1935 г.,     май

Начата реорганизация морских пограничных баз в морские пограничные отряды.      1936 г., 16.12. Издан приказ Народного комиссара внутренних дел СССР о всесторонних испытаниях и приемке первого опытного сторожевого катера типа “малый охотник за подлодками” (МО-V).

1939 г.,    апрель

Во льдах Белого моря при несении службы по охране Государственной границы Союза Советских Социалистических    Республик погиб пограничный сторожевой  корабль “Пурга” со всем экипажем.

1939 г.,   05.08.

Приказом НКВД СССР переформированы морской отдел ГУПВ НКВД СССР и морские отделы Приморского, Ленинградского и Хабаровского пограничных округов в целях улучшения руководства морскими пограничными частями.

1939 г.,  04.10

Издан приказ Народного комиссара Военно-Морского Флота об охране морских государственных границ СССР в военное  время.

1939 г.,   август

Начато формирование отрядов пограничных судов, подчиненных  непосредственно командованию округа.

 1939 г.,  11.10.

СНК СССР принял Постановление об охране морских границ СССР, которое легло в основу деятельности  моряков-пограничников

1941 г.,   09.01

Приказом Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР установлены новые ранги и разряды кораблей и  служебно-вспомогательных судов морских частей пограничных войск, изменены названия кораблей и нумерация катеров.

1940 г.,   23.06.

Сформировано Военно-морское пограничное училище в Ленинграде.

1940 г.,   30.08.

Сформирован Анапский учебный отряд морских пограничных частей.

1941 г.,    23.09

По приказу народного комиссара внутренних дел СССР и народного комиссара Военно-Морского Флота морские части подразделения пограничных войск западной и южной границ переданы в Народный комиссариат Военно-Морского Флота.

1942 г.,  25.03.

Совершил подвиг воспитанник пограничных войск, старший краснофлотец катера ПК-626 Иван Карпович Голубец. Ценой  своей жизни он спас от гибели стоявшие в Севастопольской бухте катера и их экипажи. За этот подвиг Указом Президиума Верховного  Совета СССР от 14.06.1942 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

1943 г.,  25.03.

В Финском заливе два бывших пограничных катера “МО-207” (под командованием старшего лейтенанта Н.И.Каплунова) и “МО-303” (под командованием лейтенанта В.Г.Титякова) вступили в бой с 13 катерами противника. Советские моряки потопили два и сильно повредили один вражеский катер, остальные поспешно отошли. Наши катера вернулись на базу.

1943 г.,  25.05.

Приказом НКВД СССР сформирован 1-й Черноморский отряд пограничных судов.

1944 г.,  05.06.

Приказом НКВД СССР сформировано Военно-морское пограничное училище НКВД для подготовки морских пограничных офицерских кадров с дислокацией в Ленинграде.

1944 г.,   22.06.

Для усиления охраны морской границы на Каспийском море приказом Государственного Комитета Обороны  (ГКО) СССР пограничные корабли на Каспийском море из состава Военно-Морского Флота передавались в подчинение НКВД СССР.

1944 г.,    15.07

Приказом НКВД СССР в составе пограничных войск НКВД Азербайджанского округа сформированы морские части.

1944 г.,    29.07.

В Баренцевом море совершил бессмертный подвиг экипаж ПК-29 “Бриллиант”, приняв на себя торпедную атаку вражеской    подводной лодки. Ценой своей жизни герои-моряки спасли флагман морского каравана “Революционер” с  военными грузами.

1944 г.,   23.09.

Приказом народного комиссара Военно-Морского Флота СССР в связи с окончанием Великой Отечественной войны  возвращены пограничным войскам НКВД пограничные корабли, порты, базы и личный состав, находившиеся в составе Военно-Морского Флота в период войны.

1945 г.,   15.06.

Народный комиссар внутренних дел СССР издал приказ о формировании морских частей пограничных войск НКВД в связи с возвращением пограничным войскам из Военно-Морского Флота кораблей, баз и личного состава.

 1945 г.,   17.08.

Отряд советских пограничных кораблей в составе трех транспортов вышел из Одессы в целях перехода во Владивосток  южными морями. На протяжении всего перехода  личный состав отряда с чувством высокой ответственности выполнял свои обязанности и тем самым обеспечил успешный переход в порт назначения.

 1946 г.,  23.07

Постановлением № 4662 СМ СССР утверждено описание военно-морских флагов кораблей (катеров) пограничных войск  Министерства государственной безопасности СССР.

1950 г., 16.11.

Постановлением № 4662 СМ СССР утверждено описание военно-морских флагов кораблей (катеров) пограничных войск  Министерства государственной безопасности СССР.

1954 г., июнь

Особый отряд пограничных кораблей, сосредоточенный в Кувшинской Салме, совершил первый в истории пограничных войск арктический переход, завершив его во Владивостоке.

 1957 г., 11.06.

В торжественной обстановке спущен боевой Краснознаменный Военно-морской флаг с пограничного корабля “Ф.Э.Дзержинский”, отслужившего свой срок по охране государственной границы.

1975 г., 20.11.

Приказом Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР в целях популяризации кораблей и морских частей пограничных войск среди населения нашей страны и зарубежных государств учреждены эмблемы кораблей и морских частей пограничных войск.

 1977 г., январь

В район стихийного бедствия (извержение вулкана Курильской гряды) был направлен Краснознаменный пограничный корабль “Дзержинский” под командованием капитана 2 ранга Емельянова. В сложных условиях экипаж корабля оказал большую помощь в эвакуации населения. Моряки-пограничники продемонстрировали при этом самоотверженность и мужество.

1990 г.,10-16.05.

Переход пограничного сторожевого корабля “Волга” под руководством вице-адмирала А.С. Шиндяева из Петропавловска-Камчатского в Сан-Франциско на празднование 200-летия береговой охраны США. Переход показал отличную выучку моряков-пограничников, высокие мореходные качества корабля “Волга”.

 1992г., 12.06.

Указ Президента Российской Федерации “Об образовании Пограничных войск Российской Федерации”. В составе Министерства безопасности РФ созданы российские пограничные войска.

1993 г., 21.05.

Указом Президента РФ № 720 утверждены описания флагов и вымпелов кораблей морских частей Пограничных войск РФ. Они были подняты на кораблях 12 июня 1993 г.

1993 г., 30.12.

Указ Президента РФ “О создании Федеральной пограничной службы — Главного командования Пограничных войск Российской Федерации”. Пограничные войска выведены из подчинения Министерства безопасности РФ и получили статус федерального министерства.

1994 г., 30.12.

Указ Президента РФ “О Федеральной пограничной службе Российской Федерации”. ФПС РФ стал возглавлять Директор, назначаемый Президентом РФ

1995 г.

Формирование дивизии разнородных сил на морских участках государственной границы.

1997 г., 29.08

Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению охраны морских биоресурсов и государственном контроле в этой сфере"

1998 г., 1.08

Создание Департамента морской охраны Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

2004 г. 13.09

Указ Президента Российской Федерации "О структуре и численности ФСБ России", которым определяется статус Береговой охраны ФСБ России.

2004 г. 20.07

Образование в Организационном департаменте ПС ФСБ России Управления береговой охраны.

2006 г.

Упразднение Морской дивизии и отдельных бригад ПСКР, создание береговых служб.

2007 г. 20.08

Указ Президента Российской Федерации о создании Департамента Береговой охраны ПС ФСБ России и Департамента пограничной охраны ПС ФСБ России. Начало формирования пограничных структур на морских направления и сухопутных речных и озерных участках.

2004 г. 13.09

Указ Президента Российской Федерации "О структуре и численности ФСБ России", которым определяется статус Береговой охраны ФСБ России.

2008 г. 30.06

Утверждено Положение о Департаменте береговой охраны ПС ФСБ России.

2011 г. 20.03

Создана самостоятельная структура в составе ФСБ России -  береговая охрана, на которую возложены функции охраны побережья и морских пространств России.